Lolita и Лара
Двигатель (внутреннего сгорания...) «Лолиты» и «Доктора Живаго» один:
девочка-подросток – предмет любви-вожделения взрослого мужчины, вечного где-то
подростка, однажды открывшего тяготение линий тела зреющей Евы, потрясенного,
приговоренного продолжение линий – скрытых ситцевым платьицем – искать.
Пастернак осторожен: он разделяется на трех персонажей. Лару соблазняет
адвокат и заклеймен негодяем, – заслуженно, всякий согласен. Так условности
соблюдены (алиби обеспечено). Следующий и второй – Паша-революционер –
возвращает Ларе доброе имя, он практик, он скучен, он Ларе не пара, он должен
уйти, сделав дело (освобождения). Вот, наконец, и сам он – поэт, целитель ран –
ее и своей, романтический медик, Тристан, победивший злодеев, Омар Шариф,
подаривший бродячим музыкантам парижского метро чудную мелодию, от которой
сразу щипет глаза, а рука ищет в кармане монетку.
Порок наказан, добродетель торжествует.
Набоков же хотел владеть всем, от начала до конца, открыто и дерзко,
наслаждаясь, помимо главного, еще и превосходством пионера над домоседством. И
поэт ведь, «заставляющий мечтать мир целый о бедной девочке моей». «Бедной» –
чуточку он жалеет, но о чем? Пусть скажут специалисты.
О том ли, что не позволил ей вырасти? Что
пожадничал? Запер ее в клетке романа навечно? Есть в чем позавидовать
«Доктору», и не только премии...