Чехов как медиум / Tchekhov comme medium
C «Улиссом»
просто благодаря названию: сам автор дал ключ к сочинению, и пошло культурное
распечатывание. Он ощущал некое в себе накопление, образование, складывание
(«еще неясно различал»). Возможно, сначала ключ дан самому автору.
Как дан был ключ другому автору, Фрейду: этот почувствовал личную
правду «Эдипа». Обобщить – уже дело техники распечатывания.
Другие авторы не менее медиумичны и чутки к далеким звонам античности,
но не столь категоричны. «Три сестры» (1901) Чехова – это, конечно, греческие
Мойры или, возможно, римские Парки.
Клото прядущая, нитеводительница Лахесис... Атропос («неотвратимая»)
перерезает. Их тени спешат вслед за автором в Москву: он уже знает, но не
верит. Впрочем, нить судьбы обнажилась в 1896-м: «Чайка» (поймать не
получилось, сделал вид, что и не собирался... однако убиую подобрал...)
В 1904-м парадиз земной жизни – «Вишневый сад» – вырубает смерть.
Во Франции русские свои старческие дома
так и называют: La Cerisaie.
«Общечеловеческое» не исчезает, оно протейно, как
протеин, и это зрелище вечно, театрально, вновь и вновь организуемо на новом
(злободневном) материале вплоть до полного вылущивания первоначального текста. Зрители идут и идут, инстинктивно, приговоренно, посмотреть – а везучим и всмотреться – и послушать пенье веретена.