Почему великий диссидент пожал руку террористу
Мир изменчив, – и как быстро! Какой-никакой, а начальник – капитан
артиллерии – Солженицын превращен мгновенно в раба Щ-242. Колесо фортуны
сделало шаг: уже не дорога под ним, это «круг первый» воронки низвержения, –
дантовского ада, что странно, конечно, Солженицын ведь жив и не признан еще
грешником.
Изменчивость (колесность...) мира, потребность выйти из движения,
остановить превращения, – собственно, это и есть содержание религиозности.
Изменчивость не окончательна, окончательна неизменность Б-га. Она – вот
порадокс – мелькает в разрывах покрывала мира.
Солженицын ищет источник своего ощущения неизменности и естественно
поворачивается к центру колеса. Он не вращается, там покой – абсолютный, там Б-г. Там власть, – она тоже «всё
может» (превратить капитана в раба, убить, сожрать).
«Круг первый» стал «Красным колесом».
Психология участников власти иная, чем на периферии колеса: потому-то
революции и возможны, что ось не может услышать, как ломается обод.
Инстинкт карьеры в том, чтобы убежать от изменчивости как можно выше,
желательно в центр (и метафорический, и географический), подняться «социально»,
то есть максимально уменьшить набор (число) факторов, требующих внимания.
Пребывание в центре, владение властью есть особая праздность.
Солженицын бывал призываем властью: сначала в капитаны. С тех пор он
ждал повышения. В «Теленке» он рассказывает о своей ошибке. Его арестовали. И
вдруг стали переодевать в приличный костюмчик. Он думал, что его повезут в
политбюро – выслушать, наконец, как обустроить страну. А его повезли высылать
из нее.
На Западе встречи с властями состоялись, Солженицын немного их поучил,
но власти были не из его колеса, ему нужно было его родное, родитель (отец), его
«красное колесо». Он вернулся на родину: колесница лежала кучей обломков. Он
стал ждать. Колесико где-то жужжало, но какое, и где?
Час пробил: утин решил встретиться с ним. Солженицын решил, что теперь-то
он призван: власть нисходит выслушать, как обустроить страну. Теперь-то он
достигнет великого центра, оси истории (и движение прекратится: он обретет
мистический покой).
Он снова ошибся: власть явилась к нему использовать и его, поновить
свою тускнеющую от свежей крови позолоту, чтобы снова привлечь взоры бедной измученной
русской толпы.
Солженицына ждал другой центр колеса, «который
везде, а окружность коего нигде», центр покоя и тишины, тот, где нет уже ни
колес, ни воздыханий.