[из письма другу 2 ]
Ѻ
Говоря
«я обиделся на Бога», я сознаю уязвимость этой мысли с т.з. монашеского богословия;
ты мне предлагаешь, и совершенно законно, поправить себя самому, «вернуться в
канон», но я предпочитаю свою неправильность, надеясь, что меня поправит Сам
Господь; если это случится, то будет в миллион раз интереснее, и питательнее
для души, и все что хочешь, – чем приведение себя к «правилу». Мне парадигма стонов
Иова ближе, чем уныние Экклезиаста. И заметь, Господь оправдывает Иова перед
его друзьями, хотя не отвергает и их!
Твое замечание, впрочем, позволило сформулировать мое отношение четче –
для меня самого. В этом ценность критики и совета, – не в том, чтобы непременно
его принять – хотя и такое возможно, – а вернуться к своему высказыванию – и
осознавать его мотивы.
(На всякий случай добавлю, что говорю все это в благодушии, когда Бог ощущается
ласковым. Но если Он взрывает благодушие катастрофой, то смелость праведника
Иова испаряется, и от ужаса нет другого прибежища, кроме правила...)
⁓
(На память приходит фраза из «Доктора Живаго» о Стрельникове: «Он
обиделся на историю». Чувствую, что Пастернак думал сказать «на Бога», но в
культурном контексте эпохи себе этого не позволил, чтобы не рисковать
отлучением от европейской интеллигенции; впрочем, для него, верующего – как все
гении – человека, История и Бог были почти синонимы. И в суждении Пастернака
сквозит насмешка иудео-христианской культуры).
((А нынешний взгляд образованного европейца, как в капле воды, в заголовке биографии Эзры Паунда, поразительной
своими крайностями / экстримами: «Недоразумения (malentendus – !!!) существования».))