Русский блоGнот

Friday, February 24, 2012

Набросок либретто балета «Прыжок Нуриева»

Картина 1
Полутемная комната. Артист танцует связанность, стесненность, невозможность движений… Начинают распахиваться и закрываться окна, двери… Это воображаемые возможности бегства… В волнении он приближается к единственной открытой двери… Выйти или остаться? Танец решения выбрать свободу… Появляется молодая женщина: она обещает помощь… Решение о бегстве принято.

Картина 2
Зал аэропорта, занимающий середину сцены. Слева и справа залы, отделенные от центральной части. Для ясности слева можно поместить советский флаг, железный занавес… Справа французский флаг.
Гул самолета.
Сентиментальный вальс пассажиров с чемоданами. Его прорезывает музыка, передразнивающая объявления дикторов.
Появляется Танцор. Коллеги влекут его налево… С готовностью приподнимается железный занавес. Танцор вырывается, бежит к французской зале, появляется молодая женщина и помогает ему найти путь.

Картина 3
Цепная реакция тревоги французской стороны. Комиссар танцует срочную депешу – Министр пляшет беспокойство, он словно подвешен на невидимых нитях. – Президент танцует тревогу солидно, сдержанно. Танец передачи распоряжения в обратную сторону...

Картина 4
Комиссар полиции толкает Танцора в сторону железного занавеса под свист и рев моторов самолета, молодая женщина помогает ему ускользнуть.

Картина 5
Цепная реакция советской стороны. Консул страшится сообщить Послу, Посол танцует ужас: ему предстоит доложить Диктатору о побеге раба!

Картина 6
Диктатор же благодушествует на вилле в Крыму (дело происходит в августе). Сцена почти скоморошья, – на память приходит Стравинский и его весна священная. Паяцы жонглируют початками кукурузы, вокруг генсека в соломенной шляпе красавицы водят хоровод.
Известие о побеге Танцора. Толстяк генсек танцует гопак ярости под рычание оркестра. Топчет красный телефон. Его ярость превращается в страх Посла, – этот пляшет скованно и неуклюже, словно не доведенный до кондиции робот. Страх Посла превращается в грубую воинственность у Консула.

((Эта симметрия богата сценическими возможностями: две цепочки по три танцора в каждую сторону.))

Картина 7
Следут три танца одновременно (или по очереди, как некий конкурс перед судом Судьбы…): танец угроз Консула (можно прибавить танец теней Посла и Диктатора), танец трусости Комиссара/Министра: прячась за Танцора, они толкают его навстречу Консулу.

Картина 8
Образовав круг, полицейские и советские коллеги пытаются, как сетью, окружить Танцора и его помощницу и оттеснить в сторону железного занавеса. Тщетно! Нуриев перетанцовывает их всех в своем Танце Свободы.
Он завершается прыжком за пределы круга. Ряды кордебалета, словно не умея вовремя остановиться, как волны разбиваются друг о друга…

Картина 9
Освещенность сцены возрастает, Танцор и танцовщица одни. Они расстаются, наконец, исчезая в разных дверях под французским флагом…

Сцена пуста, занавес сходится, аплодисменты.
Неожиданно с грохотом рушится железный занавес.

Labels: