Русский блоGнот

Thursday, January 05, 2006

Побег в окрестности Реймса

повесть

[«Мосты» №8, Франкфурт, 2005
114 000 знаков с пробелами]

©Nicolas Bokov

Дружеская вечеринка в Париже. За столом встретились модный журналист, немного надменный, студентка Лора, преуспевающий инженер и профессор – и он же хозяин, пригласивший писателя Жана Петроу, которому он покровительствует. Соседка по столу, гречанка Люси Поп, пришла одна. Разговор завязался вокруг судьбы Бова, тоже бедного писателя, но уже умершего, чьи произведения заново открыты и получили распространение. Приезжий из Венеции Патрик завладел вниманием всех, рассказывая о Бьеннале, где главное произведение оказалось скульптурой из настоящего мяса. Это вызвало нашествие кошек всей Италии. Слезоточивый газ на них не подействовал, их пришлось разгонять записанным на пленку собачьим лаем. Делилась своими мыслями об искусстве Тамара, переехавшая в Париж из Стокгольма, где она сблизилась с самим Бергманом. Заговорили о любви, и многие загрустили, почувствовав себя обделенными.

С трудом гости перешли к десерту. Петроу предложил гречанке отвезти ее домой, а по дороге заехать к нему на рюмочку ликера. Начавшаяся ночь умилила обоих, позволила вздохнуть о прошлом и будущем, восхититься силами, дремлющими в человеческом теле. Люси немного удивлена тем, что ее спутник живет на седьмом этаже без лифта. Писатель объяснил, что подчинился предписанию врача: ему нужно каждый день упражнять сердце восхождениями по крутой лестнице. А микроскопичность своей мансарды он оправдал необходимостью «экзистенциальной тесноты», способствующей творчеству: ибо и снаряд, чтобы лететь далеко, должен преодолеть тесноту ствола.

Гречанка осталась очень довольна, но наутро собралась уходить. И на лестнице Петроу оказался жертвой абсурдной сцены ревности со стороны студентки Эмилии, занимавшей другую мансарду, соседки из дальнего конца коридора. О ее внимании он, правда, мечтал, но ни на что не решался, видя ее успех у друзей студентов и даже англичанина Эдварда, тоже студента и вегетарианца.
Потрясенный пережитым, сама нерешительность, Жан Петроу поспешил на прием в мэрию Парижа, где надеялся найти понимание и помощь в связи с тем, что его мансарда нещадно нагревается летом. Он чуть не умер в знаменитое лето 2003 года. Его принял господин Галеро и ободрил его. Конечно, Петроу нелегко, но ведь качество жизни в целом и ее продолжительность в среднем повышается. Например, километраж велосипедных дорожек в Париже неуклонно растет! И кто, как не Петроу, пользующийся велосипедом, может это оценить!

Он ушел из мэрии, охваченный депрессией, полный мыслей о бренности всего земного. Погрузившись в воспоминания двадцатилетней давности. Вспоминая о том, чего он, впрочем, никогда окончательно не забывал, – о письме Бригитты из Берлина. С поразившей его простотой возможности он набрал номер телефона. И услышал. Их голоса в пространстве встретились. И взрыв, давно ожидавший искры, произошел. Они должны обрести друг друга через сутки в Реймсе.

Но доехать туда непросто. Служащий заправочной станции принимает его за налетчика, на днях ограбившего сменщика. Петроу тщится доказать свою невиновность. Служащий держится за револьвер, не вынимая его из ящика прилавка. Звякнул звоночек, и в бутик входит миловидная молодая женщина...